49

Энтузиасты запустили Windows 10 для ARM на Raspberry Pi 3

1_raspberry-1024x683

Ещё в 2016 году Microsoft совместно с Qualcomm представила Windows 10 для ARM-процессоров со встроенным эмулятором x86-приложений. За год систему протестировали и доработали, а недавно различные OEM-производители анонсировали свои компьютеры под её управлением. Все новинки от HP, Lenovo и Asus построены на базе Qualcomm Snapdragon 835. Microsoft не раз подчеркивала, что эта система может работать лишь на топовых SoC от Qualcomm. На днях энтузиасты поставили эти заявления под сомнения. Разработчику @NTAuthority удалось установить Windows 10 для ARM на Raspberry Pi 3.

raspberry-pi-3-windows-10-arm

Raspberry Pi 3 - это мини-компьютер, на плате которого расположены все компоненты современного ПК (цена - $35). Обычно его используют для управления устройствами Internet-of-Things (IoT). Никаких серьезных мощностей не предусмотрено - здесь лишь четырёхядерный 64-битный ARM-процессор Broadcom BCM2837 (1,2 гГц) в паре с 1 ГБ оперативной памяти.

Microsoft не разрешает использовать полноценную Windows на девайсах, вроде Raspberry Pi. Специально для них разработчики создали редакцию Windows 10 IoT, чем-то похожую на Windows 10 Mobile. Впрочем, это не стало препятствием для хакера, который сумел обмануть систему и установить Windows 10 для ARM даже на столь слабое и официально не поддерживаемое устройство.

raspberry-pi-3-windows-10-arm

Разработчик обнаружил, что ограничение по модели процессора в Windows 10 для ARM искусственное. Единственной проблемой использования ОС на Raspberry Pi 3 являются препятствия со стороны Microsoft. Время от времени система выкидывает сообщения о "неподдерживаемом процессоре", а также не позволяет запустить все 4 ядра Broadcom BCM2837. Очевидно, что одного ядра на частоте 1.2 гГц недостаточно для работы десктопной Windows, из-за чего она действительно лагает. При этом эмуляция x86-программ работает адекватно, только очень медленно. Это подтверждает предположение, что технология не заточена эксклюзивно под Snapdragon 835, а вполне может работать и на других чипах (даже не от Qualcomm).

Вряд ли Windows 10 для ARM нужна на Raspberry Pi 3 (даже с использованием всех 4 ядер), но факт её работы на таком слабом устройстве говорит о многом. Наверняка любой современный ARM-процессор среднего сегмента, вроде Snapdragon 625, сможет более-менее запустить Windows 10 для ARM и даже x86-софт через эмулятор. Остаётся лишь надеяться, что Microsoft внедрит поддержку более слабых чипов в свою систему.

НравитсяНе нравится
+3
Loading ... Loading ...

Комментарии (49)

    10.02.2018 в 10:07
    +7
    Nokia Lumia 930

    Ждем на телефон)

    11.02.2018 в 10:09
    0
    Android

    Обкатают и выпустят в будущем - a.k.a. Andromeda.

    10.02.2018 в 10:08
    +2
    Nokia Lumia 920

    Ждем на люмии?

    10.02.2018 в 10:10
    +1
    Nokia Lumia 735

    Не.
    В большинстве Lumia 32-битные процессоры, а в остальных - 32-битный UEFI. 64-рязрядную систему, пока считается, поставить нельзя.

    11.02.2018 в 14:15
    0
    Android

    А 32-битной Windows 10 ARM нет?

    11.02.2018 в 14:27
    0
    Nokia Lumia 735

    Неизвестно. И она точно не будет поддерживать эмуляцию x86.

    10.02.2018 в 10:12
    0
    Microsoft Lumia 650

    Ждем на всех андроид64-смартах!

    11.02.2018 в 9:44
    0
    Android

    Вот знаешь, у меня есть андроид, есть вп 8.1, я бы не стал заморачиваться с установкой 10ки вместо андроида!

    11.02.2018 в 11:59
    0
    Nokia Lumia 930

    8.1 и 10 - небо и земля! После десятки пришлось около месяца по сидеть на восьмерке. Батарейку ждал на свою 930. А сидел на 630, так вот, я этот телефон .... .... .... . Короче, никогда не перейду обратно на восьмерку. Это факт! Переживу как нибудь без фонового изображения погоды.

    25.02.2018 в 9:04
    0
    Android

    Я говорил за то, что вместо андроида установить винду мобильную 10

    10.02.2018 в 10:17
    -1
    iPhone

    "Остаётся лишь надеяться, что Microsoft внедрит поддержку более слабых чипов в свою систему." - а смысл? Когда сделают аппаратный транслятор инструкций, тогда ещё можно. А так смысла нет вообще от слова совсем.

    10.02.2018 в 11:59
    +1
    Nokia Lumia 735

    Недорогие девайсы с мобильными процессорами выглядят лучше, чем топовые устройства, конкурирующие со своими более мощными копиями на Intel)

    10.02.2018 в 16:31
    0
    iPhone

    Пока не появится большое количество ARM-софта (а его не будет так много, несмотря на "простоту" кросскомпиляции), софт на нетоповых чипах будет работать ужасно. И Microsoft правильно сделала, что перестраховалась и запретила запуск W10 на задохликах вроде этого броадкома или QSD4xx.

    10.02.2018 в 16:43
    +1
    Nokia Lumia 735

    А что, речь про Snapdragon 4xx?
    На них и не надо. Надо на 6xx, которые вытянут Windows 10 для ARM, при этом не вытянув все деньги из кармана на дорогое устройство.

    10.02.2018 в 16:54
    0
    vvl
    Android

    Сделать относительно дешёвое устройство на Snapdrgon 8xx тоже можно - было бы желание. Особенно в крупном форм-факторе. Тут ведь проблема в том, что под несколько аппаратных платформ писать UEFI, драйверы, проводить тесты - это куда накладнее. Так сразу оно количеством моделей и массовостью просто не окупится. Эти побочные расходы могут заметно превысить разницу в пару-другую десятков $ между 8xx и 6xx. Уверен - и 6xx подъедет со временем, если проект взлетит.

    10.02.2018 в 16:57
    +1
    Nokia Lumia 735

    Я начал сомневаться, что оно взлетит с такими ценами на устройства. Этот проект должен быть предназначен не для топовых девайсов, с которых начала Microsoft. Они не смогут конкурировать со своими копиями на Intel (мне так кажется).

    10.02.2018 в 17:02
    0
    vvl
    Android

    Да, отсутствие массовых устройств - это проблема, но стоимость разработки новой платформы не позволяет партнёрам рисковать - ведь дешёвые устройства окупятся только если достигнут очень значительной массовости. Может быть MS слишком перестраховалась. И всё-таки точные копии на Intel стоят дороже.

    10.02.2018 в 17:03
    0
    Nokia Lumia 735

    Пока ж, вроде, ещё не было конкретных прайс-листов по модификациям, не?

    10.02.2018 в 17:11
    0
    vvl
    Android

    Вроде, только HP не назвала цен. На ASUS и Lenovo цены были в момент презентаций. В то же время именно точная копия на intel есть именно у HP ))

    10.02.2018 в 17:12
    0
    Nokia Lumia 735

    Ну вот мне кажется, что копия будет стоить примерно столько же, сколько и неповторимый оригинал. :D
    Там процессор - далеко не самая большая статья расходов.

    10.02.2018 в 17:33
    0
    vvl
    Android

    Lenovo Miix 630 заявлена цена $799 для США. Из доступных сейчас там Miix дешевле стоит только 10'' Miix 320 на Atom x5-Z8350. Актуальные 12'' модели на Intel - Miix 510/520/720 стоят от $899/$999/$1249.
    Asus NovaGO TP370QL заявлена цена от $599.
    Давайте дождёмся начала продаж.

    10.02.2018 в 11:56
    +1
    Android

    Только подтвердились мои убеждения - Майки падки на бабки больше чем гугл и эпл, и наплевать на энтузиастов и пользователей. На Lumia 620 накатал 1709, последние обновы без особых проблем. Что мешало сделать мс возможность этого без танцев с бубном через инсайдерскую прогу для любой модели? - Правильно, бабки что бы срубить на ново-купленных устройствах.
    Особенно понравилось как прокатили пользователей wp7, которые купили люмию 900 и через 3 месяца мс сказали что ос больше не будет получать обновлений, или пользователей на процах атомах. Т.е. процы Core 2 Duo 2006 года все обновы поддерживают, а мобильные атомы за пару лет стали не пригодны. ну смешно.

    10.02.2018 в 12:06
    0
    vvl
    Android

    Конечно, intel не написал совместимые драйверы для GPU Atom Z2760 - это, конечно виноват MS.

    10.02.2018 в 12:33
    0
    Android

    у меня core i3110 , официально нет драйвера для w10. Ставится драйвер от 8 в режиме совместимости и работает все прекрасно. Так что всё это лапша в уши таким пользователям как ты.

    10.02.2018 в 12:57
    0
    vvl
    Android

    "у меня core i3110 , официально нет драйвера для w10. Ставится драйвер от 8 в режиме совместимости и работает все прекрасно."
    Всё с Вами ясно (ну, или с производителем Вашего ноутбука), но так уж и быть оставлю ссылку: https://downloadcenter.intel.com/ru/download/27417/Intel-Graphics-Driver-for-Windows-15-33
    В Atom Z2760 GPU не собственной разработки Intel, а PowerVR. Intel доблестно забила на выпуск нормальных драйверов под Windows ещё во времена Windows 8 - кое как работает, и ладно. Уже для Windows 8.1 не было выпущено новых драйверов. И всё бы ничего, но уже тогда GPU начали работать криво у некоторых пользователей. С каждым обновлением ОС таких пользователей становилось всё больше и, в итоге, к выпуску W10 1703, критическая масса жалоб была превышена. Обновление до 1703 не сразу запретили на этих устройствах, а его сначала выпустили, а затем отозвали и запретили для обновления - после массовых претензий.
    Но, конечно, Вам виднее - Вы ведь технически очень подкованный человек и внимательно следите за индустрий не только в моменты громких запретов, но и каждый день и не только по новостям, но и по реальным отзывам и жалобам реальных пользователей.

    10.02.2018 в 13:28
    +1
    Android

    Новую технологию нужно сначала продавать подороже. Срубить максимум бабла, и только потом запускать китайцев ?

    10.02.2018 в 14:47
    0
    HP Elite x3

    Очуметь. Правда в чем проблема запустить систему не на разбери, а на dragonboard 410c. Там x64 arm. Никаких ошибок не будет

    10.02.2018 в 14:59
    -1
    vvl
    Android

    "x64 arm"
    Чё?

    10.02.2018 в 15:48
    0
    HP Elite x3

    А 835 snapdragon тогда что?

    10.02.2018 в 15:54
    0
    vvl
    Android

    64-разрядный ARM, ARM64, aarch64, если очень хочется, можно даже ARMv8 (хотя в общем случае это не эквивалент всем предыдущим).
    x64 - это обозначение ПО от MS и некоторых других разработчиков для процессоров на архитектуре AMD64/Intel64 (64-разрядный IA32, 64-разрядный x86, x86-64).

    10.02.2018 в 15:46
    0
    Microsoft Lumia 650

    Обновились Фотографии, как же новая версия тормозит, даже без флюэнта
    Толкают на отказ от пользования телефоном, вот как это выглядит

    10.02.2018 в 15:56
    0
    Nokia Lumia 735

    Вы же сидите на Fast)
    Да и тормозит как раз из-за Fluent) Включите режим энергосбережения - приложение будет летать)

    10.02.2018 в 15:58
    0
    Microsoft Lumia 650

    Флюэнта там не видно, а видны кривые руки разрабов. На компе эта версия тоже тормозит. Да и энергосбережение - это тупой костыль, это через задницу))

    10.02.2018 в 15:59
    0
    Nokia Lumia 735

    Ну так это из-за Fluent просто) Тормоза)
    P. S.: если можете удалить эту версию, могу скинуть установочный файл предыдущей, старой.

    10.02.2018 в 16:03
    0
    Microsoft Lumia 650

    Спасибо, попробую пока поюзать эту. В магазине уже новая

    10.02.2018 в 16:03
    0
    Nokia Lumia 735

    В Магазине новая только для Fast Ring)

    10.02.2018 в 16:48
    0
    Microsoft Lumia 640 XL

    А с чем связано отсутствие тормозов на режиме энергосбережения? Флюента тоже не увидел, зато троить начало безбожно

    10.02.2018 в 16:49
    0
    Nokia Lumia 735

    Режим энергосбережения отключает Fluent во всех приложениях.

    10.02.2018 в 16:49
    0
    Microsoft Lumia 640 XL

    Спасибо за ответ, а можно флюент навсегда отключить как-нибудь?

    10.02.2018 в 16:49
    0
    Nokia Lumia 735

    Пока способа не нашли.

    10.02.2018 в 16:50
    0
    Microsoft Lumia 640 XL

    Дичь. Что еще сказать)

    11.02.2018 в 9:36
    -2
    Microsoft Lumia 950

    Господа! Не хотел конечно вас огорчать, но вся архитектура raspberry pi основана на scratch и на эмуляции X86. Поясню вам, что всё это значит. Сама задумка raspberry pi основана на установку ОС с ядром Linux типа андроид, убунту(Не десктопная а немного изменённая, но никак не урезанная) и прочее, а так же scratch кода(Робототехника. Основанная на создание роботов и прочее(детское занятие) работает на java если мне не изменяет память). Что бы эмуляция сработала, нужна переделанная ОС(К примеру Ubuntu MATE) которая будет работать на АРМ архитектуре процессора. Windows for ARM как раз и выполняет данную функцию(А может она и вовсе написана на Linux (Шутка, хотя в каждой шутке есть доля правды)).
    К чему я всё это веду? К тому, что такие ОС типа Windows 10 for ARM или Ubuntu MATE, не получится установить на другие версии арм процессоров.(Кроме raspberry pi, snapdragon 835(Не забываем что существуют 2 процессора и только один поддерживает эмуляцию) и их аналогов если они существуют). Ребят, извините но облом.
    Deerslayer, прошу измени статью, что бы не вводить людей в заблуждение. (Ну или покури несколько статей по поводу raspberry pi, если мало информации донёс)

    11.02.2018 в 10:11
    0
    Nokia Lumia 735

    Windows 10 для ARM64 уже получилось поставить на другие устройства.
    Механизм эмуляции x86 в Windows 10 для ARM отличается от подобных в других ОС. Используется технология Windows on Windows, которой, как понимаете, ни в каких Linux-продуктах и в помине нет.

    11.02.2018 в 10:46
    -2
    Microsoft Lumia 950

    "Windows 10 для ARM64 уже получилось поставить на другие устройства."
    Не смешите. Работа Windows for ARM Невозможна на процессорах без поддержки эмуляции. Запуск ОС произойдёт, появится оболочка как и полагается. Но раз эмуляция ОТСУТСТВУЕТ в железе, то толка от такой ОС нет. И это никакими костылями не исправить. Распберри пи и его аналоги(если существуют) имеют эмуляцию. А значит теоретически запуск windows for arm возможен, где в статье уже появились доказательства. И если уж вы знаете какие то другие мобильные устройства поддерживающие эмуляцию, рад за вас.
    "Механизм эмуляции x86 в Windows 10 для ARM отличается от подобных в других ОС. " - Спасибо, за излишнюю информацию, которая не упоминается ни в новости, ни в моём комментарии.
    Если вы меня не поняли(жаль), то ещё раз проясню кратко. Работа Windows 10 for ARM Невозможна без поддержки эмуляции железа. На сколько я помню вы сами это однажды упоминали.
    И если вы учитываете просто запуск системы на арм, то мне не о чем с вами разговаривать.

    11.02.2018 в 11:12
    0
    vvl
    Android

    Даниил, 11 мая прошлого года была опубликована базовая информация о том, как работает "эмуляция" в Windows 10 ARM64. Ваши представления о ней далеки от того, что было рассказано там (используется динамическая бинарная трансляция, причём особо подчёркнуто, что работает это не на аппаратом уровне). Будьте сдержаннее. Каждый из нас не может знать всей информации, но Вы в своих выводах ошиблись. Особенности архитектуры CPU могут лишь ускорить или замедлить используемые методы запуска x86 приложений в Windows 10 ARM64, но ни о какой поддержке в железе "эмуляции" речи не идёт.
    https://channel9.msdn.com/Events/Build/2017/P4171

    11.02.2018 в 11:51
    0
    Microsoft Lumia 950

    Понял вас. Признаюсь и извиняюсь, за свои ошибочные мнения.

    11.02.2018 в 11:16
    0
    Nokia Lumia 735

    Да, я изначально думал, что необходима поддержка эмуляции со стороны железа. Более подробная информация об этом, которая появилась позже, изменила моё мнение.

    11.02.2018 в 11:53
    +1
    Microsoft Lumia 950

    Спасибо большое. Признаю свои ошибочные мнения. Извиняюсь за то, что сам ввёл в заблуждение людей.

    14.02.2018 в 10:57
    0
    Android

    Я ставил Windows 8 на железо и похуже: 1 ядро 1,8Ггц; 512 мб Озу; 256 мб видюха))) и пошла, только без дров, потому что их просто нет)))

Вы должны быть для написания комментариев.