Уже долгое время пользователи Windows-смартфонов постоянно сталкиваются с самыми разными слухами о будущем мобильной платформы Microsoft. Буквально несколько дней назад новый повод для обсуждения дала публикация Windows Central. Она раскрыла некоторые детали развития текущих версий Windows 10 Mobile. В этой статье я бы хотел проанализировать доступную сейчас информацию о стратегии Microsoft на мобильном рынке.
Примечание: данная статья не отображает официальное мнение Администрации и содержит в себе лишь мысли автора.
Рынок мобильных операционных систем в июле 2017
Прежде, чем рассматривать будущее, неплохо бы изучить настоящее. По данным на июль 2017 года доля Windows-смартфонов среди всех мобильных устройств составила 0,85%.
В частности:
- Россия - 1,75%
- Казахстан - 0,52%
- Беларусь - 2,46%
- Украина - 2,68%
В количественном выражении в мире остаётся от 23 до 28 миллионов пользователей Windows-устройств. Согласно последним данным от AdDuplex, примерно пятая часть работает с Windows 10 Mobile, а остальные сидят на Windows Phone 8.1. При полном отсутствии продаж новых смартфонов на Windows текущая ситуация не может радовать фанатов WP. Доля детища Microsoft всё сокращается и сокращается, что негативно влияет на интерес разработчиков и производителей.
Что будет с Lumia и сегодняшней Windows 10 Mobile
В статье о планах Microsoft относительно Windows 10 Mobile мы подробно разобрали, что именно должно случиться в ближайшем будущем. Я повторю лишь основные тезисы.
Обновления системы
Поддерживаемые устройства будут получать апдейты Windows 10 Mobile ещё пару лет. К сожалению, почти никакой новой функциональности от этих обновлений ожидать не стоит. Они будут направлены на исправление ошибок и улучшение системы безопасности.
Поддержка новых WinRT API
WinRT API - это системные механизмы, необходимые для работы UWP-приложений. С каждым крупным обновлением Windows 10 инженеры Microsoft выпускают новые версии API с обновлённой функциональностью. Например, в Creators Update появилась поддержка Fluent Design, а начиная с Anniversary Update разработчики программ могут использовать функцию "Приложения для сайтов". Помимо таких видимых изменений, новые API содержат тонны невидимых для обычного пользователя улучшений.
Начиная с Fall Creators Update мобильная Windows 10 разрабатывается отдельно от десктопной и не получает новые API. Соответственно, разработчикам UWP-приложений надо будет писать разные версии программ для Windows 10 / Windows 10 Mobile. Это может привести к прекращению поддержки смартфонов создателями многих проектов.
Windows Central сообщило, что Microsoft планирует обратно портировать новые API Redstone 3 / 4 в Windows 10 Mobile. Но до этого остаётся ещё достаточно много времени, поэтому планы Microsoft могут измениться. Кроме того, более новые версии API (начиная с Redstone 5) переносить в Windows 10 Mobile никто не собирается. Фактически это можно будет считать смертью Windows 10 Mobile в её текущем виде, так как большинство приложений наверняка будут заброшены.
Поддерживаемые устройства
На данный момент список поддерживаемых смартфонов довольно мал. Он включает в себя Lumia 5-го поколения и парочку аппаратов от других производителей. Крупных изменений в Fall Creators Update для смартфонов не ожидается (фактически, это будет доработанное Creators Update), так что вряд ли этот список изменится. В любом случае, последние сборки можно довольно просто установить на любой смартфон, который официально поддерживает Windows 10 Mobile (включая 3/4 поколение Lumia). В общем, владельцы текущих аппаратов на Windows 10 Mobile могут спокойно оставаться на платформе, пока она удовлетворяет их потребности.
Будущее Universal Windows Platform
Доля мобильной Windows на рынке всё уменьшается и уменьшается, соответственно, падает и без того небольшой интерес разработчиков к мобильной платформе Microsoft. Пользователи Windows 10 Mobile могут надеяться лишь на универсальные приложения, которые могут быть созданы для ПК и оптимизированы под смартфоны. Но реальны ли эти надежды?
Как я уже отметил выше, через некоторое время (год-два) WinRT API на смартфонах перестанут обновляться, что станет довольно большой проблемой. Но на самом деле надежды на UWP напрасны уже сегодня. Год назад аудитория десктопной Windows 10 росла, а доля Windows Phone на рынке падала. Одновременно с этим количество пользователей, использующих UWP-приложения на ПК, падало, а количество пользователей, работающих с Windows Store на смартфонах, наоборот возрастало.
Изменилась ли ситуация?
Судя по всему - нет, о чём утверждают некоторые разработчики. Об этом свидетельствует и смена стратегии Microsoft в отношении Windows Store. Наполнение Магазина качественными и по-настоящему универсальными приложениями, очевидно, провалилось - всё держится на смартфонах, которые сейчас исчезают. Именно поэтому теперь Microsoft агитирует разработчиков на перенос их Win32-программ в Windows Store, на создание приложений-оболочек для сайтов. Ни о какой универсальности речи не идёт - Win32-приложения не работают без Win32 API и не оптимизированы под маленькие экраны.
К примеру, известный сервис Spotify на данный момент имеет целых 3 клиента в Windows Store: устаревшее Silverlight-приложение для Windows Phone, программу-оболочку сайта для Xbox и портированный Win32-клиент для ПК. Можно обойтись созданием лишь одного по-настоящему универсального приложения с использованием WinRT API, но разработчики Spotify не считают, что это оправданно.
Впрочем, не только они. В 2015-2016 году в Windows Store появилось достаточно много важных UWP-приложений для ПК и смартфонов. Но уже в 2017 разработчики Viber, Mariott, Wall Street Journal прекращают поддержку своих универсальных программ. Почему? Банально - на ПК их клиенты никто не использует, а количество смартфонов уменьшается. На данный момент серьёзное универсальное приложение для Windows 10 и Windows 10 Mobile просто не окупит себя, что не самым лучшим образом влияет на интерес разработчиков к платформе.
Будущее мобильной платформы Microsoft
Благодаря публикации Windows Central мы узнаём некоторые интересные детали о будущих проектах Microsoft. Процитируем их дословно:
Источники Windows Central предполагают, что следующее мобильное устройство от Microsoft будет работать на чём-то, что внутри Microsoft называют Andromeda OS. Это версия Windows, которая будет достаточно модульной для работы на устройствах любого форм-фактора.
Что же это может значить?
Десктопная Windows на смартфонах?
Некоторые малоизвестные издания, которые считают себя очень авторитетными, постоянно вводят своих читателей в заблуждение. Они регулярно публикуют свои выдумки о десктопной Windows с масштабируемым интерфейсом, которая должна прийти на замену Windows 10 Mobile. Я перечитал те несколько строчек с Windows Central несколько раз, но так и не нашёл упоминаний десктопных версий Windows 10. К слову, довольно осторожно этот вопрос обходят все по-настоящему авторитетные издания. Почему? Потому что ни одного конкретного свидетельства работы Microsoft над таким проектом на данный момент опубликовано не было.
Использование десктопной Windows в качестве системы для смартфонов идёт вразрез даже с процитированным ранее фрагментом статьи Windows Central. Если Microsoft будет устанавливать на смартфоны десктопную Windows, то при чём тут модульность? Объединение двух систем подобным путём - не инновация, а просто очень сложная с технической точки зрения задача. Зачем её выполнять, когда и так созданы универсальные WinRT API - непонятно. Разработчикам приложений сейчас достаточно написать код для ПК, и он автоматически заработает на смартфонах. Остаётся только оптимизация интерфейса, от которой никуда не уйти в любом случае. Зачем объединять системы - большой вопрос.
Единственное, ради чего можно использовать десктопную Windows на смартфонах - это запуск Win32-программ в режиме Continuum. Но это можно осуществить гораздо проще.
Как связаны Windows 10 на ARM, Windows 10 Mobile и эмуляция x86
В мае 2017 Microsoft наконец-то обнародовала данные о том, как работает эмуляция x86 в Windows 10 на ARM. Оказалось, что Windows 10 на ARM - это ничто иное, как Windows RT, к которой добавили механизм эмуляции x86. Это, к слову, как раз можно назвать модульностью.
На слайде ниже довольно хорошо просматривается принцип работы Windows 10 на ARM. Аппаратное обеспечение устройства работает с ядром Windows и драйверами. Те в свою очередь, взаимодействуют с двумя видами процессов: нативными и эмулированными. Нативные процессы - это, фактически, и есть Windows RT со всеми её сервисами, встроенными приложениями и оболочкой. Эмулированные процессы работают отдельно от основной системы, используя свои механизмы и библиотеки.
Нетрудно заметить, что Windows RT можно заменить на Windows 10 Mobile, и всё продолжит работать, так как процессы эмуляции не зависят от системы. Грубо говоря, голубой модуль слева на схеме может быть любой ARM-системой на ядре Windows - хоть Windows RT, хоть Windows 10 Mobile, хоть ещё чем-то. Модульный механизм? В каком-то смысле да. Способен работать на устройствах любого форм-фактора? Без проблем. Нет никаких препятствий, которые не позволят осуществить эмуляцию x86 на смартфонах именно таким путём.
Конечно, всё это лишь предположения, основанные на доступной сейчас информации. Но выглядят они гораздо правдоподобнее и обоснованнее, чем "десктопная Windows на смартфонах".
Но Microsoft же убивает Windows 10 Mobile. Или нет?
Самым большим противоречием в теории, описанной выше, является как раз отношение Microsoft к Windows 10 Mobile. Немногим ранее мы обсуждали, что она вовсе умрёт в течение пары лет. Но идёт ли речь вообще о Windows 10 Mobile или о текущей Windows 10 Mobile?
На сегодняшний день все версии Windows Phone являются 32-разрядными. 64-битной редакции мобильной Windows просто не существует. Тем временем конкуренты ушли далеко вперёд. На 32-разрядном Android сегодня работают лишь самые бюджетные устройства, а Apple и вовсе прекратила поддержку 32-битных версий iOS и удаляет 32-разрядные приложения из App Store. Так себе смотрится 32-битная Windows 10 Mobile не только в сравнении с Android / iOS, но и на некоторых существующих устройствах. Например, HP Elite X3 не может использовать всю установленную оперативную память (доступно только 3,5 ГБ из 4 ГБ).
Некоторые утечки и публикации свидетельствовали о том, что и внутри Microsoft ведётся работа, связанная с Windows 10 Mobile и архитектурой ARM64. К примеру, вот один из скриншотов из документации Microsoft с упоминанием Windows 10 Mobile ARM64:
Сложив все факты, мы можем предположить, что смерть 32-разрядной мобильной Windows - всего лишь часть процесса перехода к 64-разрядной Windows 10 Mobile. А вместе с ней - заодно и к перезапуску мобильной стратегии Microsoft с новыми козырями, вроде каких-то крупных изменений в мобильной Windows (никто же не говорит, что Windows 10 Mobile останется той же), x86-эмуляции или мифического Surface Phone.
Стоит добавить, что на сегодняшний день всё это - не более, чем гипотезы. Microsoft часто бывает непредсказуема, так что 100% уверенности в этих теориях ни у кого быть не может.
Перспективы новой мобильной платформы Microsoft и Surface Phone
Некоторые издания считают, что стоит только выпустить Surface Phone с поддержкой x86-эмуляции и ещё чего-нибудь, как мобильное направление Microsoft сразу взлетит. Действительно ли это так?
Вспомним планшеты Surface. Microsoft понадобилось несколько лет и два неудачных поколения девайсов, чтобы оценить рынок, проанализировать свои возможности и создать что-то действительно популярное (попутно потерять больше миллиарда долларов). Как минимум так же будет и в ситуации с "ультимативным мобильным устройством", которое нам обещают. Вряд ли оно сразу взлетит, и этому есть весомые причины.
Вернёмся к началу этой статьи, а именно к текущему состоянию Universal Windows Platform и интересу разработчиков. Мобильному девайсу в любом случае нужны будут мобильные приложения. В случае с Windows их сможет обеспечить только платформа UWP и WinRT API (Silverlight-приложения, судя по утечкам, канут в лету). Поддержка эмуляции x86 Win32 ничего не даст, так как десктопные программы не оптимизированы под маленькие экраны. Да и Twitter, Snapchat, Instagram и масса других разработчиков не выпускают свои приложения под Win32.
Уже сейчас поддерживаемых приложений на WinRT не так уж и много. Даже многие популярные сервисы, вроде WhatsApp или Telegram, не имеют WinRT-клиентов. Через год, когда доля WP ещё больше снизится, программ на WinRT будет ещё меньше. Соответственно, новое ультимативное устройство рискует стать звонилкой, которая в режиме Continuum сможет запускать Win32-программы. Не очень хорошо, если такой девайс должен захватить рынок, а не провалиться. Именно поэтому я бы не говорил, что новые попытки Microsoft выйти на мобильный рынок (те, какими ее представляют сейчас) обязательно увенчаются успехом.
Нам остаётся лишь запасаться терпением и смотреть, что Microsoft сможет предложить миру в скором времени.
единственной возможностью зайти на рынок и закрепиться на нем было обновление всех смартов с 8.1 на 10, а также постоянное обновление линейки девайсов. нокия в свое время забросала рынок кучей разных моделей, а майки из-за собственной лени сократили до 3-х. в общем, никто, кроме них, не виноват. сами все продолбали своей бездарной политикой...
Что самое интересное - все руководители на местах, на дошираки ни кто не перешел. Уволили пару десятков тысяч сотрудников, просрали мобилтный рынок с уже вполне готовой виндой. ?
Некоторые решения Microsoft действительно очень спорны. Не совсем понятно, зачем было прибивать всё так рано, за 2-3 года до выпуска этого легендарного Surface Phone.
Прибили бы, скажем, следующей весной - к релизу их ультимативного устройства существовала бы база пользователей и приложений. Сейчас же не будет ни того, ни другого.
Ну и, вроде бы, подразделение Microsoft Mobile (Nokia бывшая) не было убыточным, прибыль оно приносило. Убытки большие возникли как раз из-за его расформирования (на Западе тысячи сотрудников нельзя уволить просто так).