54

История решения Microsoft перенести Edge на Chromium

Несколько дней назад сайт The Verge опубликовал большую историю о том, как компания Microsoft приняла решение отказаться от дальнейшего развития браузера Edge в его привычном виде. Впервые об Edge на Chromium стало известно официально в конце 2018 года, а в апреле 2019 пользователям дали первые предварительные билды. Джо Бельфиори рассказал в интервью The Verge, что побудило Microsoft пересмотреть свои приоритеты и начать сотрудничать со своим основным софтверным конкурентом в разработке фирменного браузера, построенного на движке Chromium.

***

Исполнительный директор Microsoft был недоволен судьбой Edge. Браузер, представленный летом 2015 года вместе с Windows 10, не особо «зашел» пользователям. Летом 2017 года его доля по-прежнему была ничтожно малой по сравнению с гигантом от компании Google под названием Chrome. Наделла четко дал понять менеджерам компании, что хочет видеть больший прогресс в развитии нового браузера компании. Бельфиори и Наделла открыто признали, что у Edge неоднозначная репутация, мягко говоря. Разработчики активно пытались оптимизировать совместимость своего браузера, но они попросту не успевали за Chrome, ставшим фактически стандартным браузером на современном компьютере.

Надо было что-то менять. Надо было чем-то жертвовать.

Вскоре после встречи с Сатьей Наделлой команда разработчиков Edge начала внимательно анализировать недостатки браузера. Это было хорошей возможностью разжечь дискуссию внутри компании, чтобы отчетливо обозначить вектор дальнейшего развития. Разработчики создали список преимуществ и слабых сторон Microsoft Edge.

Одним из самых больших недостатков Edge была слабая распространенность. Такой минус может спрева показаться весьма странным, учитывая тот факт, что Windows 10 даже в 2017 году была почти что самой популярной ОС для компьютеров в мире. Проблема была в том, что люди недостаточно активно использовали Edge. Они все еще отдавали предпочтение Chrome и другим конкурентам. Бельфиори отметил, что эксклюзивность на Windows 10 была большим недостатком Microsoft Edge. На рынке, сочетающем в себе все устройства, Windows 10 занимает очень малую долю.

Наличие Edge лишь на Windows 10 также означает, что бизнес-пользователи, все еще отдающие предпочтение Windows 7, не могут использовать современные наработки Microsoft. Даже если компания и перешла на Windows 10, это не значит, что она будет переходить на самые современные версии Windows 10. Microsoft Edge не обновляется как Chrome. Крупные релизы и изменения для Edge прилетают раз в полгода. Предприятия не желают (и правильно делают) сразу же переходить на свежие версии Windows 10, которые зачастую страдают проблемами производительности и совместимости как минимум несколько месяцев. Вспомните катастрофу с Windows 10 October 2018 Update, и вы поймете, почему медлить с обновлением на новую Windows 10 в корпоративном сегменте является строгим правилом, а не софтверным консерватизмом. Даже те, кто пользовался Edge на Windows 10 в корпоративной среде, сильно отставали от актуальной версии браузера.

Популярность тянула за собой другой большой минус: совместимость. Edge использует свой собственный движок для рендера веб-страниц, который во многом отличается от Chrome и Safari. Это в свою очередь приводило к проблемам в работе некоторых сервисов и сайтов. Небольшая распространенность Edge заставляла веб-девелоперов уделять мало внимания новому браузеру Microsoft, если не игнорировать его вообще. Получается замкнутый круг. Люди не пользуются Edge из-за плохой совместимости, а разработчики не хотят оптимизировать свои продукты под этот браузер из-за малой популярности.

Ко всему прочему стоит добавить тот факт, что Edge – это UWP-приложение, написанное на сравнительно молодой платформе. Обычные приложения для Windows 7 / 10 – это продукты, основанные на 35-летней, хорошо развитой и отработанной платформе. Несмотря на свои преимущества, UWP во многом отстает от Win32, а значит некоторые вещи работают не так, как этого хотелось бы разработчикам. К примеру, работа с несколькими мониторами оставляет желать лучше. Команде создателей Edge приходилось ждать, пока появятся изменения и улучшения в UWP, чтобы затем имплементировать их в Edge. Кроме того, компании срочно нужен был новый браузер, доступный на Windows 7, Windows 8.1 и Windows 10.

Microsoft попробовала рассмотреть несколько вариантов решения всех найденных проблем. Обсуждалась идея отвязки Edge от системы и перемещение браузера в Microsoft Store. Это позволило бы разработчикам выпускать обновления и исправления гораздо чаще. Также думали над выпуском UWP на Windows 7 и переходом на использование Chromium.

Софтверный гигант попробовал назначить в команду Edge больше инженеров, чтобы те быстрее решали проблемы совместимости. Этот подход не сработал. Как только решали одну проблему, появлялось еще 10. Веб развивался слишком быстро и Google со своей стороны продвигала слишком много новых веб-стандартов, которые максимально быстро становились обычной практикой из-за большой популярности Chrome. Даже у Microsoft было недостаточно ресурсов, чтобы успевать за всем этим.

Другой проблемой для амбиций Microsoft была сама структура команд разработчиков. В начале разработки Edge его движком (EdgeHTML) занималась отдельная команда. Сам браузер в свою очередь создавали другие люди. Когда стало известно о крупных реструктуризациях внутри Microsoft и уходе Терри Майерсона из компании, Софтверный гигант объединил команды Edge и EdgeHTML воедино под руководством Джо Бельфиори. Это должно было помочь браузеру развиваться быстрее и лучше, а в результате этих изменений проблемы Edge стали лишь очевиднее. Компания приступила к созданию прототипов различных вариантов нового Edge, чтобы посмотреть, как можно исправить его основные недостатки.

Один прототип назывался “Blade”. Его суть заключалась в том, чтобы добавить движок Blink внутрь существующей версии Edge. Другой назывался “Septagon” и, по сути, являлся именно тем, что сейчас доступно инсайдерам – полностью новым браузером, построенным на open-source движке Chromium. Septagon попал на рассмотрение в круг старших руководителей Microsoft и они одобрили проект.

Microsoft потратила очень много времени на оценку потенциальных последствий перехода на Chromium. Это было очень крупным и непривычным изменением для Microsoft. Чтобы принять правильное решение разработчики встретились с Биллом Гейтсом, Кевином Скоттом из LinkedIn, Нэтом Фридменом из GitHub и другими директорами. Целью этих встреч было желание получить мнение влиятельных людей извне команды разработчиков относительно последствий решения использовать Chromium и о перспективах изменений в отношениях с Google.

Решение приняли в сентябре 2018 года. Наделла и другие исполнительные директора подписали проект, а спустя три месяца о решении компании объявили публично. Программный менеджер Microsoft Edge рассказывает:

Мы немного нервничали. К счастью, сразу после анонса мы получили много положительных отзывов от инженеров Chromium, которые были очень рады узнать о нашем решении присоединиться к сообществу.

Все же реакция сообщества не была однозначно положительной. Нашлись те, кого решение Microsoft не обрадовало. К примеру, Mozilla открыто высказала свое недовольство переводом Edge на Chromium. Создатели Firefox утверждали, что это решение в конечном счете приведет лишь к ухудшению ситуации на рынке браузеров и разработчики продолжат кодить исключительно под Chromium и Safari. Mozilla отметила, что продолжит «сражаться за по-настоящему открытый Интернет».

После официального анонса началась настоящая работа над созданием “Edgium” / ”Chredge”. Инженеры Microsoft и Google уже работали совместно над веб-стандартами, но на этот раз все должно было быть по-другому. Решение использовать Chromium означало, что отношения между двумя компаниями должны были стать гораздо теснее.

Сначала разработчикам надо было решить, как общаться друг с другом. Google Hangouts или Microsoft Teams? Word или Google Docs? Microsoft решила не гнуть свою линию и использовать то, чем больше всего пользуются инженеры Chromium.

Мы решили использовать Google Hangouts, чтобы упростить всем жизнь.

Разработчики Google объяснили Microsoft, как работает open-source сообщество Chromium и как оперативно внедрять изменения. Они даже предложили инженерам поработать над различными багами, чтобы познакомиться с кодовой базой Chromium. Многое предстояло выучить, но две компании активно работали над улучшением не только Edge, но и Chrome для Windows. В конечном счете выигрывали все пользователи Windows, поскольку оба браузера работали лучше благодаря совместным усилиям. Сейчас разработчики активно работают над улучшением некоторых аспектов Chrome, в которых он все еще отстает от Edge. К примеру, сенсорный ввод, плавный скроллинг, доступность, наэкранная клавиатура и так далее.

Edge на Chromium все еще на своем раннем этапе развития. Инженерам и разработчикам предстоит много совместной работы и при этом обе компании остаются суровыми конкурентами, особенно на рынке браузеров. Google со своей стороны хорошо известна своими не лучшими практиками относительно конкурентов. Много сервисов компании работают только на Chrome, а Mozilla вовсе обвинила Google в саботаже Firefox и Edge даже несмотря на соглашение использовать поисковик от Google в качестве стандартного в Firefox. На фоне недавней истории о намеренном «устранении» Internet Explorer 6 командой разработчиков YouTube эти заявления выглядят как никогда правдоподобно. У Google и Microsoft было много острых углов в отношениях на протяжении последних нескольких лет. Отказ поддерживать Google Карты на Windows Phone, война за YouTube-клиент, отключение Exchange ActiveSync на Windows Phone и отказ разрабатывать приложения для Windows. Переживания относительно судьбы браузера Microsoft на Chromium усилились вместе с недавними сообщениями в сервисах Google Drive, Meet и Docs о том, что Edge на данный момент не поддерживается.

Бельфиори не скрывает, что Microsoft и Google будут конкурировать на рынке браузеров, но он считает, что компании могут совместно работать над улучшением веб-стандартов на благо каждого пользователя, оставляя при этом зазор на разную реализацию некоторых функций и возможностей браузеров для поддержания здравой конкуренции.

Переход со старого Edge на новый не случится за один день. Много работы впереди. Работы новой и непривычной для компании. Как бы Microsoft не продвигала свой новый браузер и как бы она не пыталась перевести старых пользователей Edge на новый браузер, можно смело утверждать, что Chrome и Edge отныне будут работать гораздо лучше на Windows. Уже сейчас, в виде ранних Dev / Canary версий, Microsoft Edge выглядит так же хорошо, как и Google Chrome. Есть большая вероятность, что новый Edge станет самым лучшим стандартным браузером, который когда-либо поставлялся с Windows. Возможно, в будущем дефолтный браузер Windows перестанут называть «Загрузчиком Google Chrome». Microsoft осталось лишь убедить пользователей в том, что теперь они действительно могут отказаться от Chrome.

Источник: The Verge.

НравитсяНе нравится
+1
Loading ... Loading ...

Лучшие комментарии

12.05.2019 в 21:12
+11
Nokia Lumia 735

Полностью прогнулись под гугел.
Был бы не вторичный Наделла у руля, то хотя бы с фаерфоксом дружили бы или успешно гнули свою линию

Комментарии (54)

    12.05.2019 в 20:16
    +2
    Android

    Chredge. Хредж. Гениальное название. Отныне буду называть его именно так.

    12.05.2019 в 21:12
    +11
    Nokia Lumia 735

    Полностью прогнулись под гугел.
    Был бы не вторичный Наделла у руля, то хотя бы с фаерфоксом дружили бы или успешно гнули свою линию

    13.05.2019 в 6:49
    +5
    Android

    Тоже думал о том, что могли бы сотрудничать с Mozilla.

    13.05.2019 в 9:00
    +1
    Android

    А в чем смысл? Убить не популярный браузер, чтоб выбрать для разработки нового ещё один не популярный движок?
    Нужно было выбирать лидера. Была бы лиса лидером, выбор был бы очевиден

    13.05.2019 в 14:51
    +1
    Android

    Смысл в избежании ситуации с IE, когда рынок полностью монополизировался одной технологией

    13.05.2019 в 17:22
    0
    Android

    Но вы же понимаете, что это было бы очередное самоубийство браузера?
    Нужно чтоб браузер взлетел, а уж потом, когда есть аудитория - продвигать свое мнение.

    13.05.2019 в 19:48
    +4
    Nokia Lumia 735

    Ну достаточно трудно продвигать свой браузер, находить аудиторию, когда все равно огромная часть веба за Google, чем та успешно пользуется даже сейчас, специально выдавая на Edge (Chromium) предупреждения о несовместимости браузера с сервисами.

    Потом, не стоит забывать, что Chromium - открытый проект только формально. По факту пилит его Google, одобряет или не одобряет правки Google, подстраивается он именно под Google (дабы Chrome получался из Chromium как можно быстрее).

    Абсолютно ничего не мешает Google ставить браузеру Microsoft палки в колеса (чем Google уже сейчас занимается). Только теперь Microsoft еще и поработает на Google, обеспечив Chrome фишками, которые были уникальными для браузера непосредственно Microsoft.

    13.05.2019 в 20:47
    0
    Android

    Вот это поток))) но причём тут он? Вопрос был почему выбрали не мазилу. Я ответил на него) потому, что движок мазилы не лидер на рынке. Все просто. Не понимаю почему это вызвало у тебя столько возмущение по поводу движка и что его пилит гугл. Это как сказать ветер дует а вода мокрая.

    14.05.2019 в 14:21
    0
    Nokia Lumia 735

    быть уникальными, а не основном китайским клоном; не поддерживать опасную монополию

    14.05.2019 в 14:35
    +1
    Android

    Быть уникальным они уже пробовали) пример тому WP/WM/Edge
    Я не говорю хорошо это или плохо, я предполагаю, почему был выбран именно этот движок.

    15.05.2019 в 10:59
    0
    Android

    Насчёт непопулярности движка Хрома вопрос крайне спорный :)

    15.05.2019 в 11:00
    0
    Android

    Хрома? Я такого не говорил) Я говорил про движок лисы)

    15.05.2019 в 11:53
    0
    Android

    Точно. Я недопонял. Бывает :)
    Ну тогда да. Согласен. :)

    15.05.2019 в 12:05
    0
    Android

    Не страшно) Бывает)

    13.05.2019 в 13:39
    +2

    Кажется в майкрософт прокрались диверсанты и топят компанию изнутри.
    Сколько хороших продуктов позакрывали.
    Убили мобильную винду, разогнали команду спецов, сломали цикл тестирования (который работал для Windows 7), загубили скайп.
    Теперь, вместо того, чтоб отделить Edge от Windows 10 и сделать на всех платформах, сделали второй хром.

    13.05.2019 в 17:36
    +1
    iPhone

    Это будет продолжаться, пока эта тактика приносит деньги) Много денег)

    15.05.2019 в 11:55
    0
    Android

    Интересные диверсанты, которые приносят деньги. :)

    12.05.2019 в 21:27
    0
    Android

    Плохо в Chromium, что закладки в папках плохо отображаются, когда их много. Их не видно, приходиться гадать. В Яндекс браузере всё хорошо отображает, но мне не нравиться сам браузер.

    13.05.2019 в 9:47
    0
    iPhone

    Это проблема не хроумиума, а софтверной реализации поверх него. Хромиум - это рендер-движок, если говорить простым языком. То, как работают уже отдельные фичи, зависит от разработчиков самого браузера. Иными словами, Microsoft может сделать это совершенно другим способом и гораздо лучше.

    13.05.2019 в 14:32
    +2
    Android

    Это справедливо про Blink. Chromium — это уже готовый браузер из которого без особых усилий клепают другие.

    12.05.2019 в 21:39
    +3
    Archos 50 Cesium

    Всё дело в том, что они кинули ARM нишу, где бы смартфоны и планшеты подняли популярность и смысл браузера. А теперь Гугл со своими миллиардами устройств чувствует себя как сыр в масле, и прогибаться давать и писать для винды не намерен.

    13.05.2019 в 9:47
    0
    iPhone

    Ну Chredge / Edgium для ARM никто не отменял. Должны подвезти.

    13.05.2019 в 10:28
    +1
    Microsoft Lumia 640 XL

    а учитывая что Гугел очень любит давить конкурентов всеми доступными способами, включая грязные, нас ждет печальное будущее.

    12.05.2019 в 22:33
    +8
    Android

    Вот таких бы статей по больше на нашем ресурсе! Это круто? Изюминка среди стандартных новостей с порталов

    13.05.2019 в 7:35
    0
    iPhone

    Муртазин на мобайлревью каждую неделю подобные статьи пишет)) Хотя да, соглашусь, для большинства новостников это редкость

    13.05.2019 в 9:48
    0
    iPhone

    Ага, я сегодня почитал его "текст". Я думал у меня ошибок много. Я был не прав.

    13.05.2019 в 9:51
    0
    iPhone

    Однако несколько лет назад, пока тут все думали, что к 2020 году мобильная винда будет на половине смартфонов мира, он довольно точно предсказал смерть Microsoft Mobile и W10M.

    13.05.2019 в 9:54
    0
    iPhone

    Думаю это было скорее совпадением. Мульдарка пророчит смерть Apple уже второе десятилетие, а она вот все не умирает почему-то.

    13.05.2019 в 9:57
    0
    iPhone

    У него отдельная статья на этот счёт) Он предельно ясно объяснил, что "У компании проблемы" и "Эпплу хана" - это разные вещи. Я читаю статьи, а не заголовки и нигде я в его ресурсе ещё не увидел немека на скорую смерть яблока

    13.05.2019 в 10:39
    +2
    Microsoft Lumia 640 XL

    Мобильная винда скончалась не от того, что она была плоха или не соответствовала рынку. Винду убили директора МС, когда победили Стива Балмера и выкинули его на мороз - она плохо влияла на акции компании, то бишь бабло опять победило добро. Если бы Балмер справился с директорами, мобильная винда до сих пор была бы жива. Вряд ли Муртазин прям так хорошо разбирался во внутренних делах МС, что имел ввиду это, просто он любитель поливать гумном все подряд, вот и совпало.
    Кстати Наделла тоже не виноват в смерти WM - когда его директора делали главой компании - ему было дано четкое указание направление прикрывать, он как бы не в тех правах, чтобы вести свою политику в таких крупных вопросах. Поэтому Наделла некоторое время поделал вид, что всё пучком - WM развиваем, сам же прикрыл всю разработку сразу же, было выпущено лишь то, что было уже в конечной стадии разработки - WM10 (еле выпустили с полугодовой задержкой) и пара-тройка аппаратов (топовую люмию сделали в формате бюджетника, чтобы отстали и абзац).

    12.05.2019 в 23:31
    +8
    Android

    Прочитал с удовольствием!! Написано очень складно и вразумительно.. Спасибо Тарас ?

    13.05.2019 в 9:48
    +2
    iPhone

    Спасибо ❤

    13.05.2019 в 2:45
    0
    Microsoft Lumia 950

    полноэкранный режим теперь будет такой же неудобный как в хроме, придется пользоваться лисой или оперой, в последней встроены VPN и блокировщик рекламы, кстати IE на десятке работает не менее быстро чем другие браузеры, пользоваться им для определённых целей тоже очень комфортно, я лично за конкуренцию, чем больше разных браузеров, тем лучше, каждый выберет что ему лучше, все люди разные и требования у них тоже

    13.05.2019 в 8:58
    +1
    Android

    Ура, WebKit победил! А по факту теперь интернет полностью принадлежит Гугл. Жаль проиграли полностью интернет. Получается через ОС нельзя получить долю в интернет, теперь будем смотреть: можно ли получить долю ОС через интернет.
    А EdgeHTML это развитие Trident или отдельный движок?
    А почему МС не открыли исходники своего движка - посмотрели бы сначала как отреагирует сообщество на это, может кто то поднял бы их движок, хотя бы до уровня Mozilla. Или и вовсе прикрыли бы лавочку со сторонними движками на своей ОС, мотивируя тем, что должна быть конкуренция среди настольных ОС, а с развитием онлайн технологий, популярность ОС прямо зависит от используемого на нем браузера, и пускай Гугл пилит свой Хром с сервисами Гугл на движке Эдж.
    ---
    Интересно, сколько стоят слухи, что якобы не Гугл, а бывшие сотрудники работали против МС и иже с ними...

    13.05.2019 в 9:44
    0
    Android

    Вот это поток мыслей))) EdgeHTML - отдельный движок.
    А почему МС не открыли исходники своего движка - ну как бы интеллектуальная собственность + использовались хорошие наработки - зачем ими светить? Их просто реализуют на новом.
    Или и вовсе прикрыли бы лавочку со сторонними движками на своей ОС - ну тут без комментариев) Ты сам должен понимать, что их сожрут за это) Антимонопольщина, по судам затягают))))

    13.05.2019 в 10:56
    0
    Android

    Скорее понос:)
    Если использовать наработки в новом открытом браузере, разве они не перестанут быть закрытыми?

    13.05.2019 в 12:17
    0
    Android

    А с чего он вдруг стал открытым? Движок да, но дальше нет) Обвязка вся во круг движка - вот там уже и наработки)

    13.05.2019 в 14:43
    0
    Android

    Под обвязкой вы понимаете слегка изменённую разметку интерфейса базового хромиума и синхронизацию? Это да, это обвязка вокруг хромиума, не то что вивальди где интерфейс устроен вообще по своему

    13.05.2019 в 17:26
    0
    Android

    Нет как раз хорошо, что интерфейс в целом одинаковый. Это позволит пользомателю без проблем перейти и не чувствовать дискомфорта. Я имею введу технологии, плагины, сервисы и т.д. Сейчас рано о чем то говорить, посмотрим как он будет развиваться. Сейчас я вижу, что выпилили трекеры гугла и прикрутили свою сонхронизацию. Может еще что сделали, пока я не так глубоко вникал.

    13.05.2019 в 10:46
    0
    iPhone

    *Победил Blink, гугловый форк ВебКита. А ВебКит сейчас в Safari и ряде непопулярных браузерах, не основанных на Chromium.

    13.05.2019 в 11:21
    0
    Android

    Это да, но в то же время Андроид от этого не перестал быть линуксоподобным...
    А если серьёзно, то насколько отличается форк от основной ветки? Просто очень мало опыта использования движка в его первоисточнике, но этот опыт оставил у меня неизгладимое впечатление об эталонном серфинге на планшете от Эпл в прошлом.

    13.05.2019 в 10:50
    0
    ZTE Tania

    Так и от UWV откажутся и все на Win32 переведут. А что, Эдж уже не UWP, еще параметры и прочие калькуляторы на Win32 перевести и тогда-то заживем!

    13.05.2019 в 12:22
    +1
    ATM
    Nokia Lumia 920

    Чем вам всем так uwp не угодил, нормальный язык и проложения есть неплохие, так что будет жить и развиватся в паралель с вин32

    14.05.2019 в 13:07
    0
    ZTE Tania

    Лично мне, как-то пофиг на него, есть и есть.? Прикол в том, что даже браузер на нем до ума довести не смогли, перевели его в последствии на Win32. Насчет приложений, назовите парочку неплохих.?

    14.05.2019 в 13:45
    +1
    ATM
    Nokia Lumia 920

    Клиент Wp-Seven, Luna, Fs-клиент(одна из лучших реализаций), Unigram и т.д ?

    14.05.2019 в 14:34
    0
    ZTE Tania

    Много...?‍♂️

    16.05.2019 в 9:18
    0
    ATM
    Nokia Lumia 920

    Вы просили только две, а я вам и так больше написал???

    13.05.2019 в 13:58
    0

    Что такое Win32 в вашем понимании?

    13.05.2019 в 22:00
    0
    Android

    Файлы с расширением *.ехе

    15.05.2019 в 20:53
    0

    Знаете, что в таком файле может не быть интерфейса. Приложение может быть консольным.

    13.05.2019 в 14:17
    0
    Android

    Интересно, а почему именно Септагон, не Хредж и не Эджиум? Блейд - вроде как игра слов Блинк в Эдж.

    13.05.2019 в 20:00
    0
    Android

    Присоединюсь к благодарности:
    Спасибо тебе большое, Тарас, за эту интересно историю (хоть знаю, что ты не источник, но все же классно получилось). Молодец ??!

    15.05.2019 в 11:23
    -1
    iPhone

    Что будет с Lite OS? Она, как и Chrome OS, будет основана на Chromium OS. Соответственно сам встроенный браузер Edge будет перепиленным Chromium. По аналогии с Android Runtime и Termina в Chrome OS, здесь будут встроенаыпесочницы для Windows RunTime и Win32. Но основной упор будет на PWA, которые по дефолту поддерживаются в проекте Chromium. Думаю, не стоит говорить что гугловские сервисы выпилят, а вместо них встроят расово майкрософтовские.
    Откуда я это взял? Моя любовница D.S. просто работает в разделе тестирования новых продуктов Майкрософт. Великолепная женщина, имя её, конечно, не буду расскрывать, а то ей бан тупо влепят. Тот самый случай, когда баба одновременно и программист, и руководитель, и модельер, и кулинар, и огонь в постели. И, кстати, умная. Ну это, вобщем, не важно. Весь этот инсайд ради зяблов.

    20.05.2019 в 13:40
    0
    HP Elite x3

Вы должны быть для написания комментариев.